Как оживить этап повторения изученного материала?
Повторяться, но каждый раз по-новому – разве не это есть искусство?
Станислав Ежи Лец
Всем известна пословица: «Повторенье – мать ученья». Действительно, ПОВТОРЕНИЕ на каждом уроке – залог устойчивых знаний. Но если повторение будет сводиться к воспроизводящей деятельности, то оно не будет эффективным, более того, будет скучным, а «скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» (Ж.-Жак Руссо)
«Повторяться, но каждый раз по-новому...» К этому следует стремиться.
Вариант1. «Сюрприз»/ «Мешок с подарками»/»Вам письмо». Учитель организует повторение с помощью вспомогательных атрибутов – корзинка или мешочек с формами из киндер-сюрпризов, в которых спрятаны вопросы по теме повторения. Ученики вытаскивают вслепую «сюрпризы». Или предлагает заглянуть в почтовый ящик (условный), где для них письмо. Письма могут быть адресованы конкретным ученикам. Дается 20 секунд на то, чтобы собраться с мыслями и выполнить задание, которое им досталось.
Вариант 2. «Гора знаний». На доске изображается подобие горы. Ученикам предлагается по очереди заполнить ее фактами по изучаемой теме. Главное условие – не повторяться. На основе этого материала пробуем составить связный текст.
Вариант 3. «Волшебная палочка». Прием очень похож на предыдущий. Дети передают «волшебную палочку» (карандаш, ручка) по рядам друг другу по очереди, называя что-либо, имеющее отношение в изученному материалу. Чем дальше, тем сложнее. 20-му или 25-му ученику приходится очень постараться, чтобы найти еще не сказанное по теме.
Вариант 4. «Задай вопрос». Умение формулировать вопрос по изученному материалу вполне может свидетельствовать о знании ученика по повторению. А если учитель вызовется ответить на все на свете вопросы, которые они ему зададут, то повторение материала приобретает неожиданный поворот. Безусловно, оживляет урок. Стоит, конечно, нацелить детей на то, что за ответами учителя на их вопросы последует что-то типа «Где я ошибся?», или «О чем мы с вами на предыдущем уроке не говорили?», или «Какая информация была вам хорошо известна еще с начальной школы?»
Вариант 5. «Ключевое слово». Предлагается набор слов-понятий. Например: древнерусская литература, сказание, житие, XI-XVIII века, автор – исполнитель Божьей воли, идеал, истина. Из этого набора ученик должен связно ответить на вопрос по теме предыдущего урока «Особенности древнерусской литературы». Примерный ответ может быть следующим: «Древнерусская литература развивалась в период с XI по XVIII века. Она представлена многочисленными жанрами, такими как: летопись, житие, сказание и др. Автор редко указывал свое имя под произведением, считая себя лишь исполнителем Божьей воли. Древнерусская литература почти не допускала вымысла и строго следовала факту. Передать истину – вот задача автора. Образ главного героя создавался по определенным канонам и был идеален (благочестив, справедлив, милосерден).
Подобный прием используется во Всероссийской проверочной работе по обществознанию (7 класс, задание 9):
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об уголовной ответственности в РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Преступление; Уголовный кодекс РФ; виды наказаний; возраст наступления уголовной ответственности; суд; обстоятельства, смягчающие наказания.
Вариант 6. «Знал/узнал». Обычно этот прием применяется на этапе рефлексии. Повторение изученного материала – своего рода рефлексия (оценка знаний, уровня освоения того, о чем спрашивает учителя). На этапе повторения можно предложить просмотреть видеоурок (презентацию). По ходу просмотра вести записи в тетради, распределяя по графам
- «ЗНАЛ» - сведения, которые я хорошо знаю (выучил дома, запомнил с урока):
- «УЗНАЛ» - то, что услышал впервые (потому что пропустил эту информацию или недопонял)
В итоге, сведения в этих графах таблицы «Знал/узнал» могут разными. Озвучивая их, мы еще раз проговариваем изученный материал.
Вариант 7. Использование ЭОР и ЦОР с целью повторения материала.
Вариант 8. Блиц-опрос. Учитель предлагает серию вопросов, требующих конкретного короткого ответа. Вызывается смельчак, который отвечает на вопросы за определенное время (например, 50 секунд). Назначается ученик-секундомер. За 5 минут можно спросить 5 человек. Вопросы могут повторяться или предлагаться в других формулировках, что заставляет учащихся пристально следить и за вопросами, и за ответами, потому что следующим может оказаться кто-то из них.
Проверка домашнего задания – это вовсе не скучно
На этапе повторения очень часто учитель проверяет домашнее задание. И если это происходит каждый раз одинаково (читаем то, что написали дома или прорешиваем на доске еще раз с объяснениями и разбором трудных моментов), то это вызывает скуку у успешных учеников, да и не очень успешные мало радуются этой проверке домашнего задания.
Между тем, проверка домашнего задания необходима, и именно с комментариями.
Многое, из того, о чем я говорила выше, вполне может быть использовано в качестве проверки домашнего задания (составление связного текста по ключевым словам-понятиям, блиц-опрос, «сюрпризы» тоже могут быть исключительно по материалу домашнего задания и проч.). Только этап проверки д/з дополняется функцией контроля выполнения (т.е. обязательности, исполнительности ученика) наряду с функцией проверки уровня освоенности материала.
Один из способов оживить этап проверки домашнего задания – САМОПРОВЕРКА по образцу. На экран выводится правильный вариант. Ученик вносит правки другой по цвету ручкой, затем оценивает свой уровень успешности.
Второй вариант – ВЗАИМОПРОВЕРКА. Поработать учителем – это ли не счастье? Во время ВЗАИМОПРОВЕРКИ ученики могут задать вопросы друг другу (Почему у тебя здесь решение представлено не по алгоритму, который давали на уроке? Почему разбор предложения неполный?). Ученикам разрешается доработать (дописать то, что забыли, например ответ на дополнительный вопрос к основному заданию).
Третий вариант - составление списка трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении домашнего задания. Учитель просит озвучить этот список нескольких человек, на основании повторяющихся трудностей дать комментарий или попросить разрешить затруднение ученика, у которого затруднения не возникло.
Четвертый вариант – «ВОССТАНОВИ ТЕКСТ», или ТЕКСТ С ПРОБЕЛАМИ. Ученикам предлагается правило или определение, заданное на дом для заучивания, с пропусками, которые он должен восстановить. Для младших школьников и 5-классников таким текстом может быть письмо или телеграмма от какого-то известно персонажа.
Наконец, включить проверку домашнего задания можно не в начале урока, а в середине, что нарушит привычный ход вещей и оживит урок (безусловно, это должно логично вписываться в урок).
В заключение предлагаю ознакомиться с книгой В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя», в которой вы найдете массу интересных приемов.
Возможно, вам будут интересны:
Статья «Игровой прием «Шапка вопросов» на уроках литературы.
Статья «Как нам помогает волшебная палочка»
А также с видеороликами
Приемы педтехники. Актуализация знаний. Часть 1
Приемы педтехники. Актуализация знаний. Часть 2
Приемы педтехники. Мотивация. Часть 1
Приемы педтехники. Мотивация. Часть 2
В заключение хочу напомнить о существовании ГИЛЬДИИ СЛОВЕСНИКОВ, которая недавно открылаКУРС МОЛОДОГО СЛОВЕСНИКА, где немало интересного найдут для себя не только словесники.
Материал подготовила Кочеткова О.А., председатель МС СОШ № 20